С таким понятием, как «прожиточный минимум» (или ПМ) сталкивается каждый россиянин. Данным понятием оперируют для вычисления множества различных экономических показателей. Затрагивает он непосредственно и жизнь обычных обывателей. Многие граждане надеются, что правительство повысит размер показателя, что спланирует повышение зарплаты, дотаций и прочих субсидий.
А какой прожиточный минимум в России на сегодня и что влияет на этот уровень? Имеется ли тенденция к его увеличению, и насколько ожидается повышение ПМ в текущем 2019 году? Как отражается этот показатель на обычную жизнь россиянина. Такие вопросы стоит разобрать более детально, ведь от уровня такого показателя зависит очень многое, непосредственно влияющее на повседневный быт россиян.

Прожиточный минимум: суть идентификатора
Этот показатель базируется на определении общей стоимостной величины, требуемой для полноценного функционирования каждой личности. То есть уровня денежного эквивалента конкретного подбора продуктов и непродовольственных товаров/услуг, нужных для естественной и здоровой жизнедеятельности, включая и удовлетворение всех социально-культурных надобностей определенной личности.
С 01.09.2018 в РФ к определению уровня ПМ стало привязываться и многие иные значимые идентификаторы (такие, как степень пенсионных дотаций и МРОТ).
Но, выясняя какая существует сумма прожиточного минимума на сегодняшний день, следует учитывать, что уровень ПИ не будет одинаковым для всех россиян. В частности, для детей, лиц старческого возраста он будет отличаться по сравнению с показателями для работающего гражданина. Также нужно учитывать, что данный градиент расчета будет неодинаков и для всех российских регионов.

Данные по ПМ в России
Показатели потреб. корзины на январь 2018 г. составляли 10 326 руб. Это усредненный полученные итог на душу гражданского населения РФ. Принципы, используемые для определения этого идентификатора, были регламентированы Постановлением Правительства за №1490 от 2017 г. Но начиная с мая 2018 регламент расчета уровня потреб. корзины изменился. Стал учитываться и размер-минимум по зарплате, что привело к корректировке основных данных по ПМ. Оценивая идентификатор уже определенных данных за 2018 и 2019 гг., можно увидеть, насколько изменилась разница, определяющая прожиточный минимум на человека.
Первый квартал 2018 (в руб.):
- граждане-пенсионеры: 8 5834
- трудоспособные граждане: 11 160;
- дети: 10 181.
Первый квартал 2019 (в руб.):
- лица пенсионного возраста: 8 726;
- трудящиеся: 11 281;
- несовершеннолетние: 10 390.
Но, уточняя точные идентификаторы, показывающие региональный прожиточный минимум, что входит в эту сумму, необходимо понимать, что на формирование итоговых чисел непосредственное влияние оказывают принятые постановления местного административного руководства. Огромную важность имеет и финансово-экономическая региональная ситуация.

Как определяется показатель для субъектов РФ
Идентификаторы уровня потребительской корзины по российским регионам рассчитываются исходя из потребности каждого человека. Чтобы выяснить, как рассчитать прожиточный минимум на человека, следует учитывать количество и ценовую политику питания/товаров, необходимых для поддерживания здорового функционирования организма. Сюда входит:
- основные продукты (хлеб, молочная продукция, мясные изделия, фрукты/овощи, яйца и картофель);
- требуемые услуги для естественного существования личности;
- вещи/товары для первой необходимости.
Все это в объединении и становится базой, используемой при определении ПМ. Все составляющие прожиточного минимума корректируются каждые 5–6 лет либо чаще, при наличии инфляционных процессов. Поэтому размеры определяемой величины могут колебаться и меняться до 3–4 раз ежегодно.
Колебания показателя ПМ влекут за собой и значительные корректировки в бюджет отдельно взятого региона РФ. Причем каждая подкатегория граждан (дети/пенсионеры/ работающие) требует индивидуального подхода в определении итогового показателя.
На что оказывает влияние показатели ПМ
Можно с уверенностью заявить, что определяемый идентификатор оказывает огромное воздействие на жизнь наших граждан. В частности, влияние оказывается на такие показатели, как:
- минимальный уровень зарплаты;
- выдача студенческих стипендий;
- дотации малоимущим, многодетным и иным категориям населения;
- дотационные показатели.
Все данные подкатегории также обладают тенденцией возрастать вместе с повышением уровня официального прожиточного минимума. Что, в свою очередь, приводит к увеличению запросов региональных бюджетов и, соответственно федеральных. И именно благодаря полученному показателю, можно оценить условия проживания людей в отдельно рассматриваемом регионе.

Если оказывается, что некий из показателей, включенных в определение ПМ, не дотягивает до идентификатора, то государство проводит дополнительные выплаты. И именно за счет уровня прожиточного минимума и происходит полное и окончательное формирование федерального/регионального бюджетного уровня.
ПМ становится важнейшим и определяющим индикатором экономического состояния государства. На основании полученных итогов Правительство РФ и предпринимает определенные корректирующие шаги, направленные на стабилизацию экономики.
Показатели ПМ по российским регионам в 2019 году
Регион РФ (область/край) | Для работающих граждан | Для детей | Для пенсионеров | Средний показатель |
Адыгея | 10 343 | 9 655 | 8 877 | 9 233 |
Алтай | 11 433 | 10 433 | 9 872 | 10 561 |
Алтайский край | 9 907 | 9 812 | 8 153 | 9 491 |
Амурская | 11 662 | 11 401 | 8 925 | 10 981 |
Архангельская | 13 150 | 11 918 | 10 057 | 12 091 |
Астраханская | 10 127 | 10 462 | 7 758 | 9 623 |
Башкортостан | 9 553 | 9 183 | 7 316 | 9 015 |
Белгородская | 9 784 | 8 964 | 8 630 | 9 468 |
Брянская | 10 594 | 9 721 | 8 203 | 9 881 |
Бурятия | 11 028 | 10 590 | 10 240 | 10 824 |
Владимирская | 11 079 | 10 493 | 10 029 | 10 873 |
Волгоградская | 9 974 | 9 570 | 7 557 | 9 319 |
Вологодская | 10 490 | 9 679 | 9 288 | 10 383 |
Воронежская | 9 240 | 9 174 | 8 929 | 8 967 |
Еврейская автономия | 13 589 | 13 412 | 10 359 | 12 826 |
Дагестан | 9 553 | 9 450 | 7 346 | 9 302 |
Забайкальский край | 11 671 | 10 350 | 10290 | 11 291 |
Ивановская | 10 967 | 10 143 | 8 406 | 10 103 |
Ингушетия | 10 385 | 10 024 | 9 383 | 9 679 |
Иркутская | 11 891 | 10 977 | 8 103 | 11 236 |
Кабардино-Балкария | 10 787 | 9 981 | 9 343 | 9 801 |
Калининградская | 11 538 | 10 684 | 10 030 | 10 981 |
Калмыкия | 9 346 | 9 039 | 8 675 | 9 001 |
Калужская | 11 291 | 10 293 | 8 690 | 10 483 |
Камчатский край | 20 619 | 21 055 | 15 588 | 19 556 |
Карачаево-Черкесия | 9 837 | 9 609 | 7 529 | 9 336 |
Карелия | 14 187 | 12 331 | 10 863 | 13 031 |
Кемеровская | 10 032 | 9 929 | 7 626 | 9 477 |
Кировская | 10 315 | 10 009 | 7 882 | 9 676 |
Коми | 13 893 | 13 026 | 10 583 | 12 949 |
Красноярский край | 12 606 | 12 491 | 9 289 | 11 915 |
Костромская | 11 561 | 10 680 | 10 349 | 10 901 |
Краснодарский край | 11 060 | 9 891 | 8 456 | 10 239 |
Крым | 11 349 | 10 658 | 10 390 | 10 901 |
Курганская | 10 790 | 10 479 | 9 901 | 10 350 |
Курская | 9 955 | 9 339 | 7 708 | 9 281 |
Ленинградская | 11 001 | 10 601 | 10 201 | 10 451 |
Липецкая | 9 434 | 8 856 | 7 327 | 8 735 |
Магаданская | 19 086 | 19 520 | 14 276 | 18 147 |
Марий Эл | 9 946 | 9 440 | 9 131 | 9 781 |
Мордовия | 9 781 | 9 451 | 9 035 | 9 341 |
Москва | 18 782 | 14 330 | 11 610 | 16 464 |
Московская | 13 529 | 12 058 | 9 138 | 12 230 |
Мурманская | 15 674 | 13 949 | 12 347 | 14 891 |
Ненецкий АО | 21 528 | 21 428 | 16 691 | 20 461 |
Нижегородская | 11 349 | 11 068 | 8 103 | 10 901 |
Новгородская | 11 569 | 10 590 | 8 823 | 10 653 |
Новосибирская | 11 528 | 11 146 | 8 724 | 10 844 |
Омская | 9 768 | 9 642 | 7 412 | 9 251 |
Оренбургская | 9 358 | 9 260 | 7 233 | 8 817 |
Орловская | 11 236 | 10 981 | 10 457 | 10 898 |
Пензенская | 10 021 | 9 378 | 9 868 | 9 784 |
Пермский край | 10 805 | 10 290 | 8 280 | 10 099 |
Приморский край | 13 219 | 13 700 | 10 067 | 12 538 |
Псковская | 11 621 | 10 636 | 8 866 | 10 652 |
Ростовская | 10 286 | 10 118 | 7 842 | 9 672 |
Рязанская | 10 465 | 9 820 | 8140 | 9822 |
Самарская | 11 674 | 10 674 | 10 237 | 10 901 |
Санкт-Петербург | 12 064 | 10 742 | 8 945 | 11 008 |
Саратовская | 10 346 | 10 030 | 9 232 | 9 638 |
Саха (Якутия) | 17 458 | 16 907 | 13 276 | 16 464 |
Сахалинская | 16 679 | 13 350 | 12 458 | 15 787 |
Свердловская | 11 862 | 11 560 | 11 203 | 11 348 |
Севастополь | 11 236 | 11 029 | 10 570 | 10 981 |
Северная Осетия (Алания) | 10 035 | 9 658 | 9 035 | 9 768 |
Смоленская | 11 135 | 10201 | 8579 | 10 365 |
Ставропольский край | 9 674 | 9 623 | 8 954 | 9 090 |
Тамбовская | 9 630 | 8 808 | 7 426 | 8 862 |
Татарстан | 9 674 | 9 274 | 8 991 | 9 350 |
Тверская | 11 220 | 10 861 | 8 637 | 10 411 |
Томская | 11 769 | 11 583 | 8 921 | 11 180 |
Тульская область | 10 628 | 9 761 | 8 509 | 9 916 |
Тыва | 10 409 | 10 656 | 7 969 | 10 103 |
Тюменская | 11 468 | 11 140 | 8 709 | 10 888 |
Удмуртия | 9 676 | 9 303 | 7 424 | 9 151 |
Ульяновская | 10 371 | 9 993 | 7 938 | 9 683 |
Хабаровский край | 16 757 | 14 675 | 13 457 | 15 090 |
Хакасия | 11 242 | 11 024 | 10 785 | 10 898 |
Ханты-Мансийский АО | 15 647 | 14 465 | 11 894 | 14 513 |
Челябинская | 10 270 | 9 940 | 7 919 | 9 593 |
Чеченская Республика | 10 091 | 9 564 | 9 035 | 9 665 |
Чувашская Республика | 10 091 | 9 561 | 9 081 | 9 561 |
Чукотский АО | 21 961 | 22 4763 | 16 387 | 21 442 |
Ямало-Ненецкий АО | 22 790 | 18 676 | 17 898 | 20 671 |
Ярославская | 10 632 | 9 784 | 7 870 | 9 696 |
Задачи по урегулированию показателя на федеральном/региональном уровне
Государство строго отслеживает все изменения, касающиеся изменений прожиточного минимума. И немедленно реагирует на изменения. Шаги, предпринимаемые правительством, непосредственно затрагивают интересы малоимущих россиян, доходность которых не добирается до порога минимум. Таким семья оказывается всесторонняя поддержка.
Если совокупный (общий) семейный доход не достигает показателя установленного ПМ, необходимо обратиться в органы местной соцслужбы и оформить причитающиеся субсидии/дотации.

Помощь можно получить в виде уменьшения на 50,00% размера оплаты по коммунальным и иным видам обязательных платежей. Также есть возможность оформить госпомощь и в ином направлении. Например:
- бесплатный проезд на городском транспорте;
- неоплачиваемое питание в школьных столовых;
- дополнительные денежные пособия;
- бесплатные путевки в санатории, детские лагеря.
Но обязательно стоит учитывать и некоторые имеющиеся факторы. В частности, для получения госпомощи все члены семьи, претендующей на дотации, обязаны быть официально трудоустроенными. Для определения общего семейного дохода в органы соцслужбы требуется принести справки формы 2НДФЛ. Если взрослый член семьи не работает, он обязан встать на учет в местную Службу Занятости, откуда также дополнительно принести справку.
Если граждане, претендующие на получение соцпомощи, не могут официально подтвердить уровень своих доходов, то, к сожалению, их заявление рассматриваться не будет. Так как у сотрудников, действующих строго в рамках закона, не будет возможности точно определить совокупный доход данной семьи.
Выводы
Такой показатель, как уровень прожиточного минимума, оказывает важнейшее влияние на все аспекты жизни страны. От этого показателя зависит жизнь как отдельно взятой семьи, так и работы всего региона, формирование бюджета на высшем уровне. Но также стоит понимать, что данный показатель не является нормой. Это минимум, до которого, к большому сожалению, порой даже не доходит общий уровень достатка некоторых российских семей.