Оплата налогов – одна из обязанностей каждого гражданина Российской Федерации. И периодические различные инстанции требуют от нас подтверждения аккуратного выполнения налоговых обязательств. Единственным документом, который может выполнить эту функцию, является справка об отсутствии задолженности по налогам. Разберем, в каких ситуациях она может потребоваться и как ее получить.
Когда нужен документ об отсутствии задолженностей
Справка о задолженности по налогам или ее отсутствии может потребоваться как юридическим лицам, так и обычным гражданам. Компаниям и индивидуальным предпринимателям этот документ необходим в таких ситуациях, как:
- смена юридического адреса;
- прекращение деятельности;
- смена бухгалтера;
- расширение организации (открытие филиалов и т. д.);
- участие в тендерах;
- получение кредитов;
- участие в государственных дотационных программах.
Кроме того, справка может потребоваться при заключении договора о сотрудничестве с новым партнером. Любой контрагент вашей организации вправе проверить ее финансовое состояние, прежде чем принимать решение о сотрудничестве.
Частным лицам документ об отсутствии задолженностей пред ФНС требуется обычно в следующих случаях:
- получение кредитов;
- оформление субсидий от государства;
- отказ от гражданства;
- трудоустройство на руководящие должности;
- получение визовых документов.
Важно! Некоторое время назад справка из ФНС также обязательно требовалась при оформлении сделок с недвижимостью. Но на сегодняшний день этот документ не является обязательным.
Кроме перечисленного, справка об отсутствии задолженности из налоговой (ИФНС) может понадобиться в случае разногласий с налоговой службой по части уплаты обязательных взносов. Также нелишним будет получить этот документ после погашения крупных задолженностей по налогам, скопившихся за несколько лет.
Виды справок
Документ о задолженностях по налогам может быть выдан только в Федеральной налоговой службе. Конечно, вы можете обратиться для его получения к посредникам – в офисы «Мои документы» либо в компании, которые предоставляют помощь в проведении налоговых операций. Но важно, чтобы в самой справке, в качестве выдавшей ее инстанции, была указана именно местная ФНС. Только тогда документ будет считаться действительным.
Согласно НК РФ, существует две формы рассматриваемых нами справок:
- КНД 1160080 – в документе этого типа отражается только сам факт наличия или отсутствия долгов по налогам;
- КНД 1120101 – в данной форме содержится детализация задолженности (суммы пропущенных платежей, начисленные пени и т. д.).
При подаче запроса в ФНС, необходимо будет указать в нем, в какой именно форме вы хотите получить справку.
Как получить документ
Узнать о состоянии своих расчетов с государством можно разными способами:
- через сайт Госуслуги;
- через личный кабинет на сайте ФНС;
- с помощью запроса по ИИН в интернет-банке и т. д.
Но для того чтобы получить документ, подтверждающий состояние этих расчетов, необходимо обратиться в налоговую службу по месту жительства. Сделать это можно как лично, так и через интернет-кабинет на ее сайте.
Важно! Отправить запрос на получение справки через интернет можно только после регистрации на сайте ФНС или Госуслуги. Без доступа к личному кабинету заявление на выдачу документа послать не удастся.
Если у вас нет аккаунта на государственных сервисах, придется нанести личный визит в отделение налоговой. С собой нужно будет взять следующие документы:
- паспорт (желательно заранее подготовить ксерокопию всех страниц);
- свидетельство ИНН (также желательно с копией).
Образец запроса в налоговую об отсутствии задолженности можно будет найти на информационных стендах в отделении инстанции. Бланк для заявления можно получить у консультанта ФНС. Но поскольку форма запроса не регламентирована, вы можете заполнить его заранее – от руки или на компьютере. Главное, чтобы этот документ содержал следующую информацию:
- наименование налогового органа, должность и ФИО его начальника (указывается в шапке запроса под меткой «Кому»);
- ваши данные – ФИО, адрес и ИНН (указываются в шапке, по меткой «От кого»);
- дата составления запроса;
- форма готового документа – общий или с детализацией;
- порядок получения справки – лично или по почте;
- ваша подпись;
- ваш контактный телефон.
При личной подаче заявления, желательно заполнить его в двух экземплярах. Один из них нужно завизировать у сотрудника ФНС и оставить у себя, другой – отдать в работу. Если же вы намерены отправить документы по почте, достаточно будет одного экземпляра запроса. Но отправку следует производить заказным письмом с уведомлением о вручении. Данное уведомление будет заменой визы о приеме документов в работу.
Сроки выдачи и действия справки
На рассмотрение запроса у ФНС обычно уходит не более 10 дней с момента его получения. Если с документами все в порядке, по готовности справки вам придет СМС на указанный в заявлении контактный номер.
Имейте ввиду – ФНС может отказать вам в выдаче, если каких-то документов не хватает или в заявлении были не полностью (неверно) указаны ваши данные. Поэтому прежде чем отправлять запрос, не поленитесь изучить информационные стенды налоговой службы, ее сайт или справочную систему Консультант Плюс. В этих источника можно найти образец.
Справки об отсутствии задолженности действительны в течение 10 календарных дней с момента выдачи, поэтому заказывать их заранее не имеет смысла. А при оформлении кредитов или подачи заявок на тендеры стоит заказать сразу несколько экземпляров данного документа, чтобы подавать его одновременно в разные банки (тендерные компании).
Важно! Выдача справок данного типа производится ФНС бесплатно. Количество запросов в год от каждого гражданина не лимитировано.
Сама налоговая служба рекомендует частным лицам и предпринимателям ежегодно получать справки об отсутствии задолженности. Это позволит не только контролировать собственные расчеты с бюджетом, но и подтвердить их состояние при необходимости.